Про планирование и продуктивность

Что такое дорожная карта проекта

Никита Самсонов2023/04/11

Дорожная карта или roadmap — это обязательный элемент согласования процессов разработки проекта и реализации. Она представляет собой последовательность задач, которые команда должна выполнить. Проще говоря, дорожная карта — стратегический план проекта.

Руководители проектов с помощью карты решают, какие задачи необходимо сделать и в какой последовательности — что делать по очереди, а что делать параллельно.

ЗАЧЕМ НУЖНА ДОРОЖНАЯ КАРТА

В проект помимо команды могут быть вовлечены инвесторы или кто-то внутри компании. Соответственно, дорожная карта необходима не только для планирования работы команды, но и для взаимодействия с заинтересованными лицами.

Часто вместе с релизом продукта или новой функции приложения нужно запланировать бюджет, увеличение численности команды, маркетинговые активности или запуск продаж. В эти процессы вовлечено много людей: руководство, клиенты, отделы продаж и поддержки, разработчики, продакт менеджеры. Например, чтобы маркетологи запустили рекламу и начали прогревать аудиторию им нужно получить информацию о работающей версии продукта.

Дорожные карты чаще всего применяются при разработке продуктов, но также их можно использовать в маркетинге, продажах, HR или для компании в целом. У каждой карты будут свои особенности, однако все они требуют постоянной проверки, доработки и актуализации.

ТИПЫ ДОРОЖНЫХ КАРТ

При создании дорожной карты нужно учитывать, на каком этапе находится проект, так как от этого зависит степень ее детализации.

Дорожную карту можно сделать полностью без дат, просто обозначив этапы. Этот вариант хорошо подойдет для проектов на начальных стадиях и для компаний, которые придерживаются максимальной гибкости и готовы поменять приоритеты в бизнес-процессах в любой момент. Из-за отсутствия дат дорожную карту очень легко скорректировать в процессе работы, если произошли какие-то изменения на рынке или случился сбой в работе компании.

Roadmap, нанесенный на временную шкалу, подойдет для проектов, требующих взаимодействие нескольких отделов. Такая карта будет характерна для проектов на поздних этапах, где для координации действий компании нужно будет обозначить точные сроки и даты.

К проекту начинают подключаться отделы маркетинга, продаж, поддержки, и отделу разработки нужно учитывать их интересы. Временные рамки позволяют выстроить долгосрочное развитие продукта и связать это с деятельностью компании. Без точных сроков в планировании невозможно будет построить стратегию компании на годы вперед.

На практике часто можно встретить дорожные карты, которые обозначают временные рамки лишь в общих чертах — месяцами или кварталами. Такой подход позволит как планировать будущее и управлять работой отделов, так и сохранить гибкость в рабочих процессах.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ДОРОЖНАЯ КАРТА

На дорожной карте обязательно должны быть отражены цели, ключевые этапы, контрольные даты и ответственные исполнители.

Roadmap описывает видение продукта или бизнеса — каким он должен стать в будущем. Главным элементом дорожной карты являются цели. Целью может быть запуск продукта или выход на новый рынок. Они должны согласовываться с бизнес-целями компании, так как связаны напрямую. Отдельные цели по-разному влияют на эффективность бизнеса, поэтому важно правильно выстроить последовательность действий компании и приоритеты.

В дорожной карте проект делится на этапы. В каждом этапе прописываются укрупненные задачи. Например, для разработки сайта это будут задачи по созданию макета, разработке дизайна и подготовке контента. Важно понимать, что дорожная карта не является планом проекта, в ней не нужно подробно описывать задачи, и как их нужно выполнять. За этапами обязательно должны быть закреплены ответственные, чтобы было понятно, с кого спрашивать результат по завершении работ.

Если проект масштабный и предполагает совместную работу двух, трех или больше команд, то составлять дорожную карту следует вместе. Команды должны представить карту этапа, за который они отвечают. Их карта полностью повторяет структуру большой карты — цели, задачи по этапам, исполнители и т. д. Из получившихся карт составляется общая карта для всего проекта.

ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ В ПРОСТРАНСТВАХ

Создать дорожную карту можно в Excel и Google Таблице, но лучше использовать специальные сервисы для управления проектами.

Структура дорожной карты должна соответствовать проекту, и в Пространствах на выбор доступно два варианта отображения проекта. Удобным вариантом для визуализации дорожной карты станет канбан-доска. На ней можно отразить цели, этапы проекта, приоритетные направления и ответственных.

канбан

Если же нужно обозначить жесткие временные рамки, то для дорожной карты можно использовать таймлайн. На нем хорошо видно, какие задачи следуют друг за другом, а какие можно выполнять параллельно.

В Пространствах всю важную информацию о проекте лучше хранить во вкладке «Документация». Здесь можно описать цели, ключевые метрики для оценки и ответственных исполнителей.

таймлайн

Приоритеты — важная составляющая дорожной карты. На карте должно наглядно отражено, какие задачи являются главными и на что нужно делать акцент. Для этого можно воспользоваться цветами и ярлыками для карточек. Приоритетные задачи можно выделить цветом, а их статус обозначить с помощью ярлыков.

приоритеты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стратегический план действий необходим для эффективной работы отделов внутри компании. Ваш план может быть большим, включать десятки этапов и исполнителей. Дорожную карту составляют, чтобы план был наглядным, а его изучение занимало не больше пары минут.

Ваша команда должна видеть, к какому результату они двигаются и что нужно сделать, чтобы прийти к нему. Обращаясь к дорожной карте в процессе работы командам будет легче действовать сообща и выполнять задачи параллельно.

background with work icons

Начните работу в Пространствах прямо сейчас